В Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 увеличены некоторые нормативы объема медпомощи и финансовых затрат. При этом средние нормативы объема медпомощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований, остались на уровне текущего года.
Фото: duma.gov.ru
Опубликован проект постановления правительства «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». (ПГГ) Документ с приложениями доступен на портале regulation.gov.ru.
Согласно пояснительной записке, нормативы базовой программы ОМС рассчитаны с учетом основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития РФ на предстоящую трехлетку (от 26.08.2024). По этому прогнозу индексация среднемесячной зарплаты работников составляла: на 2025 год – 113,2%, на 2026-й – 110,2%, на 2027-й – 108,3%. Инфляция прогнозируется на уровне 104,5%, 104%, 104% соответственно.
При расчете учтена структура расходов на заработную плату и прочие расходы исходя из фактических показателей 2023 года по данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению». Кроме того, предусмотрена дополнительная индексация до фактической заработной платы в 2024 году (рост на 117,8%).
Проект Программы содержит ряд новых положений по сравнению с ПГГ 2024 года. Средние нормативы объема медпомощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований, сохранены на 2025 на уровне нормативов текущего года, а на 2026–2027 годы планируется снижение нормативов для первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях: на 0,7% для посещений с профилактической и иными целями (0,725 посещения на 1 жителя) и обращений по заболеваниям (0,143 обращения на 1 жителя), а также на 2% для медпомощи в дневном стационаре (0,00096 случая лечения на 1 жителя). Нормативы объема специализированной медпомощи в стационарных условиях снижены на 1,4 %, до 0,0136 случая госпитализации на 1 жителя.
При этом средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медпомощи увеличены на 2025 год в среднем на 18%.
Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, также скорректированы. Так, норматив на посещения в рамках профилактических медосмотров снижен на 14,3% по сравнению с 2024 годом, а на посещения в рамках диспансеризации – увеличен на 11,3%. Средние нормативы объема скорой медицинской помощи на 2025-2027 годы сохранены на уровне 2024 года и составляют 0,29 вызова на 1 застрахованного.
Дополнительно планируется выделить нормативы объема медпомощи и нормативы финансовых затрат на проведение диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья россиян. Этими мероприятиями предполагается охватить 32% от численности женщин и мужчин в возрасте 18-49 лет (19,4 млн человек). Расходы на эти цели составят в 2025 году 42,85 млрд руб.
Впервые в проекте Программы установлены нормативы объема медицинской помощи на посещения с профилактическими целями центров здоровья – 5% от работающего населения в 2025 году (3,2 млн человек). Расходы на эти цели запланированы на 2025 год в размере 4,4 млрд руб.
По сравнению с 2024 годом предусматривается увеличение на 18% среднего норматива объема медпомощи по профилю «Онкология»: в условиях дневных стационаров – с 0,011726 случая лечения в 2024 году до 0,013842 случая в 2025-2027 годах при стоимости 76 759,3 руб. на 2025 год; в условиях круглосуточного стационара – на 12,7%, с 0,010536 случая госпитализации до 0,011879 случая при стоимости 100 791,9 руб. на 2025 год.
Увеличен также норматив для оказания медпомощи пациентам с вирусным гепатитом С – в 2,5 раза до 100 тыс. человек. Средние нормативы объема при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) будут увеличены на 13,2%, до 0,000719 случая (в 2024 году – 0,000635 случая).
Впервые в проекте ПГГ на 2025 год установлены нормативы объема медпомощи и нормативы финансовых затрат по отдельным видам операций по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» в условиях круглосуточного стационара:
- на стентирование коронарных артерий (за исключением федеральных медорганизаций, ФМО) средний норматив объема составит 0,002327 случая госпитализации, при средней стоимости 193 720,9 руб.;
- на имплантацию частотно-адаптированного кардиостимулятора взрослым (за исключением ФМО) – 0,000430 случая госпитализации, при средней стоимости 254 744,6 руб.;
- на эндоваскулярную деструкцию дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца – 0,000378 случая госпитализации, в том числе ФМО – 0,000189 случая при средней стоимости 306 509,2 руб.;
- на оперативные вмешательства на брахиоцефальных артериях (стентирование/эндартерэктомия) (за исключением ФМО) – 0,000472 случая госпитализации, при средней стоимости 199 504,5 руб.
Увеличены также на 4% по сравнению с текущими средние нормативы объема помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях, в дневном и круглосуточном стационаре.
В 2025 году в ПГГ включены новые методы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи в рамках базовой программы ОМС:
- замена нейростимуляторов и помп на постоянных источниках тока для нейростимуляции головного и спинного мозга, периферических нервов;
- эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора;
- мониторинг и периодическая реабилитация детей с хронической сердечной недостаточностью с имплантированными желудочковыми вспомогательными системами кровообращения длительного использования с проверкой функционирования и заменой внешних элементов;
- мониторинг после имплантирования желудочковой вспомогательной системы длительного использования у взрослых;
- комплексная медицинская реабилитация после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного протеза.
Согласно планам Минфина, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2025 году составят 1,86 трлн руб. Расходы Федерального фонда ОМС вырастут на 15,4% по сравнению с текущими и впервые превысят 4 трлн руб., сообщал «МВ».
Источник: medvestnik.ru