«За ошибки здесь платят жизнью»: как лётчик Иван Драченко стал Героем Советского Союза

80 лет назад звание Героя Советского Союза было присвоено лётчику-штурмовику Ивану Драченко. Он был награждён более чем за сотню боевых вылетов, своевременную доставку командованию ценных разведывательных данных и проявленное при этом мужество. За время войны Драченко сбил пять вражеских самолётов, десятки единиц нацистской военной техники уничтожил на земле. Он был единственным в истории СССР лётчиком — полным кавалером ордена Славы. На заре своего боевого пути Драченко был сбит, попал в плен к врагу и бежал. Из-за последствий тяжёлого ранения он лишился глаза, но вернулся в строй и совершил впоследствии большинство своих подвигов.

  • © airaces.narod.ru / Sovfoto/Gettyimages.ru

26 октября 1944 года Героем Советского Союза стал Иван Драченко — лётчик, сражавшийся против нацистов с одним глазом. После получения тяжёлой травмы он совершал боевые вылеты, сбивал вражеские самолёты и имел репутацию высококлассного воздушного разведчика. Историки называют его судьбу примером беспрецедентного героизма и самопожертвования.

«Над Курской дугой шли ожесточённые бои»

Иван Драченко родился 15 ноября 1922 года в селе Великая Севастьяновка Черкасской области УССР в крестьянской семье. В 1930-е годы он вместе с родителями переехал в Ленинградскую область. Его отец устроился работать сторожем в военный лагерь.

Детство Ивана проходило в воинской части. Он помогал красноармейцам чинить военную технику. Мальчик стрелял, бегал и плавал вместе с солдатами. Подростком Иван научился водить танк БТ-7 и грузовик. Однако, посмотрев фильм «Истребители», Драченко загорелся желанием стать лётчиком.

75 лет назад группа советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым совершила побег на захваченном у немцев…

В 1940 году, учась в последнем классе школы, Драченко записался в Ленинградский аэроклуб. Там он впервые сам поднял самолёт в воздух. Молодым энтузиастом заинтересовались приехавшие в клуб так называемые купцы — представители Тамбовской военной авиационной школы пилотов. Иван хотел стать истребителем, но его уговорили учиться на штурмовика.

Вскоре после того как Драченко поступил в авиашколу, началась война. Подготовка пилотов была перенесена в Среднюю Азию. В апреле 1943 года Иван получил звание младшего лейтенанта и своё первое назначение. Хотя молодой офицер рвался на фронт, его отправили лётчиком в запасной авиаполк. Он служил при испытательном полигоне — перегонял самолёты на прифронтовые аэродромы. Несколько его рапортов о переводе в действующую армию были отклонены, однако во время очередной командировки его оставили на фронте. Произошло это в преддверии Битвы на Курской дуге.

«Молодой лётчик оказался в самом пекле. В воздухе над Курской дугой шли ожесточённые бои», — отметил в разговоре с RT заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков.

При этом в реальности воздушная война оказалась не совсем такой, как Драченко представлял себе ранее.

  • Советские лётчики на самолётах Ил-2 атакуют колонну противника во время Курской битвы
  • РИА Новости
  • © Фёдор Левшин

«Нам, молодым, стало особенно ясно, что далеко не всему научились, что надо ещё очень многое узнать — и делать это придётся в напряжённой боевой обстановке. Обстановке, в которой нет скидок на молодость или неопытность, обстановке, где никто не имеет права на ошибку. За ошибки здесь действительно платят жизнью товарищей и своей собственной», — отмечал лётчик много лет спустя в своих воспоминаниях.

Во время Курской битвы Драченко совершил 21 боевой вылет, уничтожив три танка противника и 20 автомашин, взорвал склад с боеприпасами, подавил четыре зенитные точки. Прикрывая штурмана полка, он совершил успешный воздушный таран и выбросился из самолёта с парашютом.

14 августа 1943 года самолёт Драченко был подбит и совершил жёсткую посадку на территории, занятой врагом. Иван получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии попал в плен. В лагере для военнопленных нацисты оказали советскому лётчику первую помощь, чтобы начать с ним «игру». Драченко пытались склонить к предательству — передаче информации о советских лётных подразделениях и переходу на службу гитлеровской Германии. Согласно воспоминаниям Ивана, нацисты подчёркивали украинское происхождение лётчика, увеличили ему порцию хлеба, предлагали высокое жалование, но он упорно отказывался от сотрудничества с врагом. Тогда пленного лётчика стали жестоко избивать. Не добившись от него ничего и таким способом, гитлеровцы отправили его в лагерь для военнопленных в Кременчуге, узники которого массово умирали. Однако по дороге Драченко вместе с несколькими товарищами сбежал, убив конвоира.

  • Курская битва
  • РИА Новости
  • © Сергей Лоскутов

Местный житель, у которого беглецы попросили помощи, позвал коллаборационистскую полицию, и они едва смогли скрыться. Обессилевших бойцов подобрала советская разведка. Добравшись до позиций Красной армии, Драченко встретил товарища по училищу, который помог ему вернуться в часть. Оттуда Ивана отправили в Институт травматологии и ортопедии в Москву. Стало ясно, что пострадавший в результате ранения и пыток гитлеровцев глаз уже не спасти. Врачи удалили то, что от него осталось, и изготовили качественный протез, идентичный настоящему глазу.

Медики говорили Драченко, что о лётной службе ему стоит забыть. Но Иван не мог смириться с этой мыслью и убеждал врачей дать ему шанс. Когда Драченко подробно рассказал, при каких обстоятельствах потерял глаз, ему согласились предоставить нейтральное медицинское заключение, что он может продолжать службу в вооружённых силах.

«Другой человек на месте Драченко после всего пережитого мог бы сдаться и уйти, но он был другим. Его поступок — сам по себе образец героизма и самопожертвования во имя Родины», — заявил Валерий Куличков.

«Выдающиеся результаты»

Об отсутствии глаза Иван сначала рассказал только ближайшим друзьям, но вскоре об этом узнали и остальные военнослужащие его подразделения. Драченко опасался, что он не сможет найти стрелка, согласного летать с ним на одном самолёте. Но первый же сослуживец, узнавший о травме, заявил о готовности войти в его экипаж.

Драченко участвовал в Ясско-Кишинёвской и во Львовско-Сандомирской операциях. По словам историков, Иван демонстрировал высочайшую результативность. За несколько месяцев боёв он получил орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны I степени, а также ордена Славы III и II степени. В наградных листах сохранилось описание подвигов, совершённых лётчиком.

Так, 4 июня 1944 года во время разведки позиций противника его атаковала группа из восьми немецких истребителей. Несмотря на то что его самолёт получил серьёзные повреждения, Драченко привёл практически неуправляемую машину на свой аэродром, совершил посадку и передал командованию ценные данные о выявленной им немецкой группе войск.

  • Бюст Ивана Драченко в Тамбове
  • © Георгий Долгопский/CC BY-SA 4.0

26 июня 1944 года Драченко снова атаковали гитлеровские истребители. В завязавшемся бою был сбит немецкий самолёт. В тот же день был подожжён и немецкий эшелон.

29 июля 1944 года Драченко представили к присвоению звания Героя Советского Союза. К этому времени он совершил уже 100 боевых вылетов, уничтожил 11 танков и бронемашин, а также 55 автомашин с грузами и живой силой противника. В наградном листе подчёркивались высокий профессионализм Драченко как аэроразведчика и его вклад в освобождение ряда советских городов.

26 октября 1944 года Ивану Драченко было официально присвоено звание Героя Советского Союза.

Кроме того, в октябре 1944 года Драченко повторно наградили орденом Славы II степени. Однако уже после окончания войны его «перенаградили», вручив орден Славы I степени. Так он стал единственным в истории СССР лётчиком — полным кавалером ордена Славы.

За подвиги, совершённые в ходе Висло-Одерской и Берлинской операций, Драченко был награждён орденом Красного Знамени. Оказавшись в столице разгромленного Третьего рейха, лётчик лично расписался на стенах Рейхстага.

  • Висло-Одерская стратегическая наступательная операция
  • РИА Новости

Всего за годы войны он совершил 151 боевой вылет, сбил пять самолётов противника, ещё девять уничтожил на аэродромах, разбомбил четыре моста. И это не считая уничтоженной нацистской бронетехники, зениток и живой силы, а также достижений в области аэроразведки.

«У Драченко выдающиеся результаты. Он летал на маломанёвренном Ил-2. Сбить на нём пять самолётов противника — это само по себе крайне примечательно», — подчеркнул в беседе с RT историк авиации Николай Бодрихин.

После победы над Германией Иван получил отпуск, чтобы навестить родных. Его отец погиб на Ленинградском фронте, сестра проработала всю войну в госпитале в Выборге, а мать с младшим братом попали в Освенцим, а оттуда — на принудительную работу в частное хозяйство в рейхе. Владелец хозяйства заставлял мать Ивана работать с утра до ночи и кормил вместе с домашними животными. Лётчик захотел встретиться с ним. Возвращаясь к месту службы, Иван попросил в местной комендатуре переводчика и заехал в хозяйство, где находилась в рабстве его мать. Узнав, кто перед ними, хозяин с женой опустились на колени.

«Оба в один голос запричитали, проклиная, конечно, Гитлера. Говорили: работать людей заставляли от зари до зари, но не били. От побоев они могут заболеть и плохо будут работать… Я долго разглядывал хозяина, стараясь понять, откуда в Германии Маркса, Шиллера, Гёте, Гутенберга взялись миллионы таких вот шульцев?» — писал Драченко в своих воспоминаниях.

  • Советский Киев
  • Gettyimages.ru

Драченко поступил в военно-воздушную академию, но во время учёбы от напряжения стал воспаляться здоровый глаз. Героя вылечили, однако вердикт медиков в этот раз был однозначен: о дальнейшей военной службе придётся забыть.

В дальнейшем Иван окончил юридический факультет Киевского государственного университета и сделал успешную гражданскую карьеру — работал директором вечерней школы рабочей молодёжи, заместителем директора Дворца культуры «Украина», заместителем председателя Совета по изучению производительных сил УССР. Свободное время герой войны посвящал написанию мемуаров. Умер Иван Драченко 15 ноября 1994 года.

«Драченко оставил яркий след в истории отечественной авиации. Ему выпала сверхсложная стезя, и он прошёл её с честью. Таких людей единицы. Служба в штурмовой авиации сама по себе сложная и опасная, а история жизни Драченко просто выдающаяся», — подытожил Николай Бодрихин.

Источник: russian.rt.com